Исследования показывают, что при найме сотрудников рекрутеры часто руководствуются распространенными
предрассудками. На основе этих предрассудков одним кандидатам отказывают, а других принимают на должность.
При этом часть стереотипов не имеет под собой серьезных оснований.
Каковы они и почему ими не стоит руководствоваться?
Гендерные стереотипы. Как ни странно, но при подборе кандидатов на руководящие должности они
до сих пор самые частые. На сегодня статистика неумолима лишь небольшая часть женщин добивается
успеха в карьерном росте. При этом женщинам приходится преодолевать как сопротивление предубеждений
мужчин, так и стереотипы коллег своего пола. Ведь 83% участвовавших в опросе в Восточной Европе
женщин-не руководителей хотели бы видеть своим начальником мужчину.
На самом деле такая патриархальная установка не приносит бизнесу пользы. Европейские компании,
где руководили только мужчины, в 2016 году получили прибыли на $665 млн. меньше, чем предприятия,
где руководство было смешанным.
«До 35 лет. Опыт не так важен». Видели ли вы голливудский фильм «Стажер» с Робертом де Ниро
в главной роли? История 72-летнего бывшего фин. директора, который идет работать стажером
в молодежный магазин обуви это история успеха компании, которой в большой мере способствует
старший и опытный сотрудник.
В Украине же, по мнению многих ТОП-ов бизнеса, сотрудник теряет качество своей работы задолго
до пенсионного возраста. Многие компании стараются не брать на работу сотрудников старше сорока.
По опросу HeadHunter, в 2016 году бизнес принял в штат лишь 2% соискателей возраста 40-45 лет. Среди тех,
кто был принят на работу, 80% специалистов были возраста 25-35 лет.
Причина в том, что молодые сотрудники и сами Топ-ы молоды сами и опасаются более опытного старшего
сотрудника, его контроля, поучений, боятся, что он будет замечать их ошибки.
При этом, согласно исследованиям, сотрудники старше сорока лет как раз более основательны, ответственны,
психологически устойчивы и пунктуальны. И да, повторим они действительно более опытны в своем деле.
«Опыт и только опыт». Работодатели часто требуют от соискателя обязательный 3-5 летний непрерывный
опыт работы на сходной должности. Предполагается, что уже готовый специалист не нуждается в обучении
и сразу принесет компании прибыль. Опыт, разумеется, важен, но впадать в другую крайность и абсолютизировать
его, как демонстрируют опросы, не стоит.
Стаж сотрудника не всегда приносит заметную прибыль компании, а многих профессиональных кандидатов
вычеркивают из списков незаслуженно в погоне за «стажем». Часто всего важны не года опыта, а свежий взгляд
на дело, то, на каком уровне человек выполнял задачи, как часто внедрял новшества. Оптимально ли он владеет
современными методами? Склонен ли он экспериментировать?
Дети — обуза. Современный руководитель в Восточной Европе иногда ставит своих сотрудников перед выбором:
профессиональный рост или семья, дети. Данные всемирного исследования PwC свидетельствуют:
42% прекрасного пола уже убеждены, что дети непроизвольно мешают их карьере.
48% опрошенных мам заявили, что после отпуска по уходу за ребенком они выполняли второстепенную работу,
их исключали из важных проектов.
Между тем, стереотип «семья вредит работе» ничем не оправдан. Руководитель крупной европейской
компании, которая участвовала в программе предоставления рабочих мест молодым мамам, заявил, что
женщины, вышедшие из декрета, активно стремятся зарекомендовать себя как хорошие специалисты.
Они меньше требовали к себе внимания и меньше обращались за помощью к коллегам, чем опытные
сотрудники в компании или прочие новички. Более того, они более доброжелательны к коллегам, реже
провоцируют конфликты и чаще готовы безвозмездно консультировать их, чем те, кто работал в компании несколько лет непрерывно.
Случается, что семейные мужчины тоже испытывают дискомфорт на работе, когда их личные интересы
конфликтуют с интересами работодателя. Им внушают, что их вклад в семью только материальный,
а уделять время детям — задача женщин.
При этом то же исследование PwC показывает, что семейные сотрудники более «оседлые», реже склонны
менять работу, меньше поддаются эмоциям при общении с начальством. Для них причины смены
компании должны быть действительно вескими.
Семейные люди реже могут неожиданно уехать в другой город или даже страну. Они лояльнее по отношению
к компании и более стараются сохранить работу.