Важно, чтобы преподавателями вузов для студентов были подготовлены качественные программы практики.
Некоторые вузы и факультеты прописывают их достаточно хорошо и содержательно. Но часто бывает так, что
в программе практики написаны общие фразы — ознакомиться с производством, изучить документы, и никакой
конкретики. В таком случае на производстве, когда происходит поиск кадров для прохождения практики,
не понимают, что уже знает такой студент и чему именно его учить во время практики.
По этой причине фармацевтическая компания работала с вузами по анализу содержания программ практик.
Безусловно, прежде всего это задача вузов. Мы не можем за них написать программы, но можем
проконсультировать и подсказать. Очень важно иметь качественные программы, на основании которых
бизнес сможет обеспечить высокий уровень практической подготовки студентов на предприятии.
Кроме того, важно, чтобы сами преподаватели знали о производственных процессах как можно больше.
Когда был организован круглый стол в фармацевтической компании, то первым делом была проведена
экскурсия для преподавателей вузов на предприятие. Это произвело на них колоссальное впечатление.
Некоторые из них вообще не были на производстве или были, но очень давно. И мой опыт подтверждает, что вузы
проявляют активную заинтересованность в том, чтобы преподаватели могли также ознакомиться с современным производством.
Есть еще одна проблема, о которой хотелось бы сказать. В регионах есть толковые студенты, но,
к сожалению, проблематично студентам из Харькова или Тернополя приехать на практику в Киев.
Ведь нужно обеспечить питание и проживание. А в студенческих общежитиях предлагают
коммерческие цены. Поэтому мы призываем вузы подумать о взаимном обмене студентами
во время практики. Нужна и государственная поддержка, и помощь в организации стажировок
студентов из разных регионов.
Очень важный вопрос — это взаимодействие со студентами, поиск кадров для компании
не только в рамках учебного процесса. Несомненно, любая компания хочет видеть у себя только лучших,
узнавать о них. Для этого проводятся всевозможные мероприятия — олимпиады, конференции и т.д.
Необходимо сотрудничать с вузами и в этом направлении.
Нельзя преувеличить важность площадок для коммуникации с талантливыми студентами.
Например, фармацевтическая компания, в которой я работала, реализовала проект «Школа
молодого ученого». Если изначально в этот проект, как правило, привлекались только сотрудники
компании, то позже пригласили внешних участников: студентов, аспирантов, молодых ученых. Для
талантливой молодежи нужно создавать возможности. Проект, подобный «Школе молодого ученого» —
одна из возможностей для студенческой и научной молодежи заявить о себе, рассказать о своем исследовании.
Важный аспект работы бизнеса со студентами, это отбор лучших из лучших. Раньше компании
заключали с вузами договоры, где было определено только количество студентов для прохождения
практики, и вузы присылали их на свое усмотрение. Но позже в рамках круглого стола были
обсуждены и требования компании к студентам. Любая развивающаяся компания заинтересована
приглашать на практику лучших студентов, которые потом могли бы работать на предприятии.
А студентам важно знать, что после окончания вуза они получат реальный шанс работать в этой компании.
Конечно, при отборе студентов необходимо интересоваться оценками, но это не жесткий и не
единственный критерий. Ведь не всегда отличник становится самым лучшим работником. Однако
важно, чтобы студент имел высокие оценки по профильным предметам, поскольку профессиональные
знания критически важны. А участие в олимпиадах, предыдущие успешные практики на предприятии
— это дополнительное преимущество.
Компаниям необходимо поставить перед собой цель работать со студентами системно. Бизнес
заинтересован из курса в курс приглашать одних и тех же студентов на практику при условии, что
предыдущая практика была успешной. Для этого необходимо собирать отзывы о практикантах,
вести базу данных. Если студент зарекомендовал себя негативно, то в следующий раз целесообразно
дать шанс кому-то другому прийти на стажировку в компанию.
Бизнес, производя поиск кадров, заинтересован в том, чтобы молодые специалисты приходили на
работу с необходимым багажом знаний, чтобы претендовать не только на стартовые должности,
но и на должности специалистов.
Для компаний, работающих не только на рынке Украины, но и на внешних рынках, для многих
должностей очень важен английский язык. Поэтому Вузы должны уделять должное внимание
качеству преподавания иностранных языков.
Кроме того, ни одно современное предприятие не может обойтись без IT-технологий. Поэтому соискатель
как минимум должен быть продвинутым пользователем ПК. Важно, чтобы он владел специальными
программами в зависимости от должности, на которую претендует. И будет отлично, если студент получит
базовые знания еще в Вузе.
В фармацевтической компании важно было и то, чтобы соискатель хорошо знал фарминдустрию
не только украинскую, но и зарубежную, их отличия.
Еще один важный момент — это личностные компетенции. Когда в компанию приходит соискатель
без опыта, то в первую очередь мы обращаем внимание на то, какой он человек, каким он
может быть специалистом. Большинство компаний проводят интервью по компетенциям. Ведь
оценить опыт, которого нет, мы не можем. Мы можем только ориентироваться на его диплом,
уровень оценок. Но нам важно понять, соответствует ли соискатель нашей корпоративной культуре,
насколько он может быть эффективным именно в нашей компании.
Работа на современном предприятии по себе является хорошей мотивацией. Для этого важно,
чтобы в компаниях не просто производили поиск кадров, а создавали оптимальные возможности
для саморазвития и построения карьеры персонала.
Для новых сотрудников должна действовать программа адаптации, начиная с адаптационного
занятия и заканчивая сопровождением в течение всего испытательного срока.
И последний важный момент – постоянное инвестирование компании в обучение сотрудников,
ведь работа во многих отраслях требует непрерывного развития. Ошибка на производстве,
в фармацевтической отрасли, например, недопустима. Поэтому все процессы, особенно
связанные с производством и качеством, сотрудники компании должны знать досконально.
Первую часть статьи «Как удовлетворить кадровый голод…» читайте по ссылке
Татьяна Шумарова, HRD с 20-летним опытом, консультант и бизнес-тренер «Персонал-Сервис».
Подробнее о наших тренингах читайте здесь