Практические советы HRD по сотрудничеству бизнеса и вузов. Часть первая.
Крупная украинская фармацевтическая компания, где я долгое время занимала должность начальника
отдела персонала, постоянно сотрудничала с вузами на высоком уровне. Мы регулярно проводили анализ
состояния высшего образования в нашей стране и выстраивали систему взаимодействия с ВУЗами.
Наши предложения по кадровой работе нашли широкую поддержку и отражение в решении VIII Национального съезда фармацевтов Украины.
Есть серьезная проблема с уровнем практической подготовки студентов, и в вузах это понимают.
Поэтому они, безусловно, тоже заинтересованы повышении качества образования и приближении
уровня знаний к потребностям работодателей.
Действительно, очень долгое время бизнес, кадровая работа и образование были далеки друг от друга.
И преподавательскому составу вузов очень тяжело самим разобраться, что нужно работодателям
и чего не хватает в качестве подготовки студентов. Решение проблемы – постоянно встречаться,
обсуждать, строить планы работы, делать определенные шаги для того, чтобы повысить качество образования.
И это уже реальные действия.
Бизнесу следует организовывать круглые столы, встречаться с представителями вузов, которые готовят
специалистов, необходимых для предприятий, чтобы наладить тесное взаимодействие.
Приведу наглядный пример фармацевтической отрасли в этой сфере. Современное
фармацевтическое предприятие имеет сложное оборудование и технологии, высокие стандарты работы
и жесткие требования системы качества. На фармацевтическом предприятии многие сотрудники,
работающие на рабочих должностях, имели высшее образование. Только поработав год или два и
хорошо изучив предприятие, молодые специалисты начинают осознанно строить свою карьеру.
Сейчас в вузах нет специализации, соответствующей профилям должностей в реальном бизнесе,
и профориентации студентов. Поэтому, когда выпускники приходят в компанию, то даже не знают,
кем хотят быть, чем заниматься — технологиями, качеством, регистрацией, разработкой.
Также им не хватает глубоких специальных знаний для построения карьеры на предприятии.
Поэтому задача компании – обеспечить качественную практику для студентов, также включающую
ознакомительную встречу, на которой им расскажут о предприятии, организуют экскурсии в музей
и на предприятие.
Очень важно, если студенты хотят вернуться в компанию на следующие практики, а затем приходят
устраиваться на работу.
Одно из важных направлений взаимодействия с вузами — это помощь в формировании актуальных
программ обучения, а также решение вопроса с профориентацией и специализацией, чтобы
студенты еще во время учебы могли определиться с будущей профессией. Для этого можно
проводить факультативы, организовывать специальные курсы, помогать изучать студентам какие-то
темы углубленно. Компания со своей стороны должна сделать все возможное, чтобы помочь вузам
организовать качественную профориентацию. Эксперты компании могут консультировать,
проводить презентации, читать лекции на определенные темы.
Сегодня на рынке труда трудно найти узкопрофильных специалистов, потому что вузы их не выпускают.
Например, регуляторное направление, фармаконадзор, специалисты по внешним рынкам.
Именно на специальных курсах или факультативах от бизнес-компаний можно дать студентам необходимые знания.
Безусловно, сейчас есть большие возможности для получения информации, и активные
студенты занимаются самообразованием, но их мало. Хотелось бы, чтобы студенты также были активными и более мотивированными.
Татьяна Шумарова, HRD с 20-летним опытом, консультант и бизнес-тренер «Персонал-Сервис».
Подробнее о наших тренингах читайте здесь